четверг, 19 декабря 2013 г.

Дорогие ребята! Еще одну "помогалочку" отправляю вам. Желаю творческих успехов!

           В помощь обучающимся 9А класса
                (Фрагменты лекции )

                                                          Анализ лирического произведения.
  
   Задача вашей работы – показать, как глубоко вы понимаете стихотворение – и заключённые в нём идеи, чувства, образы, и то, какими средствами они создаются.
                   Содержание




Стихотворение

                      Форма 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
Объекты анализа
1.    название (если есть)
2.    композиция (построение)
3.    понять, каков художественный мир данного произведения (есть ли в нём сюжет, что на первом плане: события или переживания лирического героя; как в нём представлены время и пространство)
4.    осознать особенности словоупотребления (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.)
5.    осознать особенности синтаксиса (инверсия, параллелизм и т. д.)
6.    осознать особенности звучания (ритм, размер, строфы, рифмы, ассонанс, аллитерация)

! Но эти наблюдения не важны сами по себе. Они важны, если увязаны с содержанием. Если вы не можете их связать с содержанием, то и не пишите о них.  
Этапы работы над данным сочинением

·       Анализ – это логический метод, с помощью которого мы расчленяем стихотворение на части
! В стихотворении нас интересует образ лирического героя и его переживания
o     Выделить в тексте ключевые слова
o     Разбить его на части
o     Озаглавить каждую часть
o     Проследить, как от части к части меняются переживания лирического героя, его образ или события
o     Какую роль в движении мысли играют изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и другие средства
·       Синтез – мысленное объединение всего и выход на тезис
·       Тезис (суждение, мысль) – выход на идею, тему, проблему произведения, обобщение. Свои рассуждения по данному поводу.
 Примерный план
·       Вступление.
Варианты:
o     История создания (если это важно для раскрытия содержания)
o     Можно начать с самого яркого, бросающегося в глаза (ритм, сравнение)
! Нельзя чем- то увлекаться одним, нельзя терять целое.
1.    Лирическое или философское вступление (своё восприятие настроения стихотворения, чувств, эмоций или же идеи, основной мысли)
·       Основная часть
Можно начать с темы, основной мысли, настроения стихотворения, его родства с другими произведениями других поэтов на ту же тему. А можно этим закончить.
То есть:
2.    От общего к частному
3.    От частного к общему
А) раскройте тему, идею, композицию, строфику
Б) излагая содержание каждой части стихотворения, покажите мысли, чувства лирического героя. Тут же объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли и чувства
В) какое впечатление произвело на вас стихотворение? Интерпретация идеи, проблемы. Выход на собственные размышления.
! Характер начала. Вступления работы определяет логику сочинения:
·       Если высказано предположение, его надо проверить, чтобы подтвердить, опровергнуть или уточнить
·       Если мнение сразу выражено твёрдо и убеждённо, дальше его надо обстоятельно доказать
! Лучшее впечатление производят работы, где сразу же обсуждается композиция стихотворения, его основные части и образы, связь между ними (уподобление, контраст), а дальше рассматривается каждая из частей со всем комплексом её особенностей. И в заключение делается вывод, не повторяющий, а развивающий мысль вступления.
·       Заключение-вывод
! Особую опасность представляет трудность совместить эмоциональность с использованием терминов. Если в работе преобладает интонация трезвого анализа, термины не помешают. А если автор стремится к большей речевой и эмоциональной свободе, он должен ограничить их употребление.
   


Комментариев нет:

Отправить комментарий